Главная Хронология Древняя Русь Рюрики Смутное время Романовы Новости сайта Гостевая
   Дополнительное меню
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 

С. Перевензенцев
"ДРЕВНЯЯ РУСЬ. История русского народа с I по IX век"
    
Часть I. РУГИ С ОСТРОВА РЮГЕН.
Место действия - ОСТРОВ РЮГЕН И ПОБЕРЕЖЬЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
МЕЖДУ РЕКАМИ ОДЕР И ЭЛЬБА (СОВРЕМЕННАЯ СЕВЕРНАЯ ГЕРМАНИЯ).
Время действия — II — III вв.


Далее у самого океана живут ругии...
Отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты,
короткие мечи и покорность королям...
Римский историк Публий Корнелий Тацит.
"Германия". 98 г. н.э.


      В начале 1-го тысячелетия новой эры Европу населяло множество различных племен. Некоторые из них принадлежали или к кельтам, или к германцам. Но были и такие племена, чью принадлежность к какому-либо этническому корню нынче определить крайне затруднительно. Дело в том, что в бурную эпоху Великого переселения народов (IV — VI вв.) все племена и народы перемешались между собой, многие исчезли безвозвратно, другие возродились под совершенно иными именами. И современным историкам остались лишь скудные, обрывочные сведения.
      Поэтому откуда и когда появился в Европе народ ругов, доподлинно неизвестно. Но тем не менее отдельные археологические данные, сведения топонимики, а также древние легенды позволяют сделать некоторые предположения.
      Когда-то, очень давно, в XII в. до н.э. состоялась Троянская война, перипетии которой известны нам по поэмам Гомера — "Илиада" и "Одиссея". В этой войне на стороне троянцев принимал участие народ венетов. В те времена венеты жили в Малой Азии, в Пафлагонии, — на побережье нынешнего Черного моря.
      Троянцы потерпели поражение, и венетам пришлось переселяться из своих родных мест в Европу. Одна часть венетов поселилась на берегах реки Дунай и на побережье Адриатического моря. Память о них сохранилась в названии города — Венеция. Другая часть венетов оказалась в Италии и, соединившись с местным племенем латинов, приняла участие в создании Римского государства.
      Позднее венеты расселились по всему востоку Европы, а на севере дошли до берегов Балтийского моря. Нынешний Рижский залив долгое время назывался Венедским морем. Интересно, что в VI в. новой эры венеты смешались со славянами, и иностранцы нередко называли славян венетами.

Остров Рюген. Аркона

      Руги пришли на побережье Балтийского моря, видимо, с венетами. А может быть, руги — это название одного из венетских племен. Во всяком случае, известно, что прибалтийские руги разговаривали, скорее всего, именно на венетском языке. Сказать что-либо точнее трудно — ни венетский язык, ни собственно ругский язык, если он и был, не сохранились.
      Но в I в. новой эры римский историк Публий Корнелий Тацит впервые выделил ругов в череде иных племен Северной Европы. Западными соседями ругов на Ютландском полуострове (современные Дания и Германия) был народ вагров, тоже связанный с ругами и венетами узами родства. А восточнее, по берегам Балтийского моря, жили и сами венеты. Может быть, так и жили бы эти народы, если бы в начале III в. нашей эры не случилось беды...


      Вороной жеребец горячился под своим седоком, как будто спрашивал хозяина — ну, когда мы опять помчимся наперегонки с ветром или бросимся в жаркую битву? Однако седок сдерживал коня и понуждал его идти неспешным шагом. Зачем торопиться без надобности, ведь на этой лесной тропе, по которой они двигались, при быстрой скачке недолго и шею свернуть.
      Хозяин коня внимательно осматривал лежащие справа и слева лесные чащобы. Его белокурые волосы были коротко подстрижены. Подбородок гладко выбрит, зато длинные рыжеватые усы обрамляли губы. Несмотря на то что он сидел на коне, было заметно — всадник высокого роста, статен и широкоплеч.
Руги с острова Рюген       Одет он был в широкие шаровары, собранные у колен в сборку тонкими кожаными ремешками. На ногах — короткие кожаные сапоги. На плечах его не было ни куртки, ни другого кафтана. Он весь был закутан в большой кусок материи — кису. Киса закрывала левую руку так, что виднелась лишь кисть руки с массивными золотыми браслетами на запястье. Правая рука оставалась полностью обнаженной. И эта рука от ногтей до шеи была испещрена татуировками красного цвета, главное место среди которых занимало изображение большого, раскидистого дуба.
      С левого бока у всадника висел плоский короткий меч. С правого, за широким кожаным поясом, — боевой топор на длинной ручке. Из-за пояса торчала рукоятка большого ножа, а спину прикрывал круглый щит. Лук и стрелы в кожаном колчане были приторочены к конской сбруе. Рядом прикреплена меховая накидка — на случай непогоды, частой в эти последние дни августа.
      Вслед первому всаднику по два, по три человека в ряд столь же неспешно двигались триста воинов, одетых и вооруженных примерно так же, как и их предводитель.
      Во главе большого воинского отряда — дружины ругов — ехал король Олимар[1]. Уже несколько недель объезжали они подвластные ругам племена, расположенные по побережью Балтийского моря на западе от острова Рюген, — собирали дань. Поэтому за отрядом воинов, дребезжа на ухабах и поскрипывая на поворотах, ехало много возов с разными товарами, собранными ругами в качестве дани.
Руги с острова Рюген       Земли на побережье Балтийского моря были богатейшие. В лесах водились олени и лани, дикие лошади, медведи и кабаны. Племена, подчиненные Олимару, в избытке производили коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, добывали мед, выращивали хлеб и всякого рода овощи и фрукты. Изобилие рыбы в море, реках и озерах было так велико, что ею можно было накормить весь свет.
      Сами руги жили на острове Рюген. Это был мужественный и воинственный народ. Руги не вспахивали землю, не разводили скот. Все это за них делали рабы, захваченные в войнах. Лишь изготовление оружия не доверяли они никому — умельцы-кузнецы из ругов славились своими мечами. Лучшие мечи делали только родственные когда-то ругам их западные соседи — народ вагров, которые жили в Ютландии. Мечи эти были широкие, косые, с изогнутыми краями. Но ругам свои мечи вагры не продавали. Вот и сейчас Олимару не удалось уговорить вагров продать мечи. И хотя король был недоволен этой неудачей, он улыбался. Ведь это значит, что вагры боятся ругов, опасаются, что изготовленное ими грозное оружие повернется против них же.
Руги с острова Рюген       И не зря опасались, ибо главным своим делом руги считали войну. Поэтому большую часть времени проводили они в воинских занятиях или в походах. Когда Олимар родился, отец подарил новорожденному меч, положил его рядом с ребенком и сказал:
      — Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь ты этим мечом!
      Так же поступал и сам Олимар, и все руги, когда рождались у них сыновья.
      Три поколения назад переправились руги на больших лодках со своего острова на континент и подчинили себе многие племена и народы. Да и как было им не подчиниться! В битвах руги проявляли чрезвычайную храбрость и решительность. Если народы, на которые они нападали, оказывали сопротивление, то руги воевали с ними до тех пор, пока не уничтожали полностью. Если же ругам подчинялись, то в рабов они превращали только тех, кого захватывали на поле боя. Остальных обязывали платить дань. Взамен же обещали своим данникам защиту от их не менее воинственных южных соседей — германцев.
      Руги твердо исполняли свои обещания. И немало племен посчитало выгодным для себя прийти под власть ругов, чем воевать друг с другом или ждать нападения иных, более жестоких народов. Поэтому власть нынешнего короля ругов Олимара простиралась на запад до владений вагров, а на восток — до земель большого, но не воинственного народа венетов.
      Сбор дани уже подходил к концу, и дружина ругов направлялась нынче домой. Неожиданно впереди послышался глухой дробный стук копыт по утоптанной лесной дороге. Воины схватились за мечи. Некоторые из них догнали короля и приготовились защищать его в случае опасности.
Руги с острова Рюген      Однако тревога оказалась ложной. Это был гонец, посланный к королю с острова Рюген. Остановив взмыленную лошадь возле короля, гонец, не сходя с лошади, поклонился и проговорил прерывающимся голосом:
      — Великий король Олимар! Старейшины нашего народа передают тебе важную весть — во владения венетов с севера вторгся враг! Зовут они себя народом готов, и несть им числа! Скоро и в наши восточные земли ворвутся готы!
      Олимар, выслушав гонца, помолчал, покрутил свой рыжий ус, обернулся к воинам и сказал:
      — Воины мои! Мы славно провели этот поход, собрали богатую дань, и никто из нас не погиб! Теперь же важные дела призывают меня срочно вернуться домой! Поэтому я с малой дружиной поскачу вперед, оставшиеся же будут сопровождать обоз и доставят его на наш остров в целости! Будьте осторожны — новый враг покушается на наши земли!
      Олимар махнул правой рукой и вместе с тридцатью воинами поскакал к морю, туда, где стояли ладьи ругов.
      Через день Олимар и его малая дружина уже были на острове. Сам остров Рюген покрыт лесами и болотами. Сырость почвы в некоторых местах достигала такой степени, что стоило человеку ступить ногой на землю, как она начинала колебаться из-за обилия влаги. Но руги привыкли к своей земле и мало внимания обращали на эти неудобства. Тем более что удачу и богатства искали они в чужих краях.
      Прежде чем отправиться в свой город, Олимар двинулся на западное побережье острова. Там в гордом одиночестве среди бескрайнего поля стоял огромный дуб. Верхушкой он упирался в небо — двенадцать человек, встав друг другу на плечи, не смогли бы дотянуться до верхушки. Ствол его был столь широк, что обхватить его под силу только шестерым взрослым мужчинам, взявшимся за руки. А под раскидистой кроной могли бы уместиться тридцать человек верхом на лошадях.
      И было это непростое дерево. Король и его дружина почитали дуб как бога Перуна[2] — хозяина грома и молнии, а главное, покровителя воинской удачи. Недаром же правую руку короля ругов украшало изображение дуба. Олимар верил, что в бою сам Перун движет его правой рукой, сжимающей меч. И помогает поражать врагов смертельными ударами.
Руги с острова Рюген      Олимар и его воины спешились и окружили свое божество. Один из воинов снял с плеча кожаный мешок и достал из него живого петуха. Воин подошел к жертвенному камню и положил на него петуха, придерживая птицу обеими руками за голову и лапы.
      Король Олимар вынул из-за пояса нож, поднес его к шее петуха.
      — Перун, бог королей ругов и его храбрых воинов! — воскликнул Олимар. — Благодарю тебя за твою помощь, за то, что даришь ты ругам великие победы! Прими мою жертву и не оставь меня в сражениях! Пусть кровь жертвы напоит тебя и ты не будешь пить кровь моих воинов в новых битвах!
      Олимар взмахнул ножом. Кровь петуха окропила жертвенный камень и брызнула на ствол дуба. Она окрасила в красный цвет четыре кабаньих челюсти, которые были врезаны в дерево в виде квадрата. Эти челюсти изображали рот кровожадного бога.
      А воины в тот же миг воткнули вокруг жертвенного камня стрелы и возгласили:
      — Хвала Перуну!
      Олимар встал и с поклоном отошел от дуба. Вернувшись к коню, он одним махом вскочил на вороного жеребца. Конь вздрогнул и, повинуясь воле всадника, пустился в галоп.
      Еще три дня пути, и показался главный город ругов — Аркона, расположенный у северных берегов острова. Город был обнесен земляным валом. Улицы пролегали между большими деревянными домами. Народ ругов состоял из нескольких родов, а роды — из больших кровно-родственных семей. В каждом таком доме размещалась одна семья из нескольких поколений.
      Старейшины уже поджидали короля. На совещании было решено срочно собрать все войско и двинуться навстречу готам. Руги должны были показать новому врагу, кто хозяин этой земли.
      А тем временем полчища готов все прибывали и прибывали на континент. Шли они со Скандинавского полуострова, и казалось, не будет им конца. Венеты, народ совсем не воинственный, не смогли остановить готского нашествия. Вот и оказались готы в землях ругов.
      Король Олимар собрал великое множество воинов по всему своему королевству и выехал навстречу войску готов. А как съехались они, началась великая сеча.
      Закричал Олимар:
      — Хвала Перуну!
      И во главе дружины ворвался в передовые порядки готов, начал рубить мечом направо и налево. Валит он замертво и людей, и коней одного за другим. Его вороной конь хрипит от ярости, бьет копытами тех, кто оказался на земле, кусает коней под вражескими всадниками. Радостна ему жаркая битва!
      А следом за королем и другие воины ругов испытали свои мечи о твердые готские щиты и доспехи. И кажется — сейчас побегут готы, не выдержат такого жестокого натиска! Но нет, выдержали, выстояли готы и уже сами стали на ругов наседать.
      Бьются руги, не щадя себя, но даже в пылу боя видит Олимар — окружают готы его войско и становится ругов все меньше и меньше. И понимает Олимар — трудно ругам с готами справиться. Все готы вооружены длинными тяжелыми мечами. Страшен удар такого меча — умелый воин надвое противника разрубает! Короткие же и легкие мечи ругов не могут устоять против готского оружия. А главное — много готов, во много раз больше, нежели ругов.
      Олимар отдал приказ — выйти из боя и перестроиться. И сам начал пробиваться к основным силам. Но вдруг прямо перед ним выросла фигура огромного готского воина на белом взмыленном коне.

Руги с острова Рюген

            Первый удар Олимар отразил щитом — щит разлетелся в щепки! Второй удар отбил мечом — меч разломился надвое! От третьего удара спас Олимара его конь — встал на дыбы и прикрыл хозяина грудью!
      Олимар упал на землю, а над ним встал гот-богатырь с занесенным мечом. Хочет взять короля ругов в плен. Не бывать такому позору! Руги никогда живыми в плен не сдавались! И воскликнул Олимар, перекрывая шум битвы:
      — Если я встречу свою смерть свободным, то и после смерти свободным останусь! А если погибну рабом — и на том свете рабом буду!
      Вынул Олимар из-за пояса кинжал, улыбнулся врагу и вонзил себе в сердце железное лезвие. Так и умер с улыбкой на устах.
      Руги, увидев, что их король погиб, подхватили его тело и покинули поле боя. Пятьсот ругов осталось лежать на нем. Но и готы потеряли больше трехсот человек. Поэтому они не стали преследовать ругов, опасаясь напороться на засаду в лесных чащобах.
      Тело Олимара и других погибших воинов привезли на остров Рюген. Короля похоронили со всеми почестями. Вырыли могилу в виде большого дома и опустили в нее в торжественном облачении. Рядом положили его одежду, оружие, золотые браслеты, которые он носил. Там же оставили съестные припасы, сосуды с напитками. На веревках спустили в могилу и тело погибшего коня. И, наконец, — любимую жену Олимара, живую. Ведь ни в чем не должен король ругов отказывать себе после смерти.

      ...Вторжение готов, произошедшее в начале III в., разметало ругов по всей Европе. Кто-то из них остался на острове Рюген и на ближайшем к острову побережье Балтийского моря. Другие, преследуемые полчищами готов, ушли в степи Причерноморья и в Крым. Причем некоторые из этих ругов остановились по дороге к Карпатским горам. Третьи двинулись вдоль берегов Балтийского моря на запад — на территорию нынешней Нормандии. Четвертые — на восток, в Прибалтику. А еще одна большая группа ругов ушла на юг, к Римской империи. Там они получили разрешение поселиться возле границ государства римлян — по реке Дунаю, в римской провинции Норик (на территории нынешней Австрии). В 307 — 314 гг. руги числились в качестве федератов римлян. Иначе говоря, руги давали обязательство охранять римские границы и не нападать на империю. А римляне обещали помогать ругам продовольствием и оружием. Так римляне поступали со многими народами, переселившимися к имперским пределам...


Назад             Содержание              Вперед

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ  

 
 

[1] Олимар — это имя уникально, ибо на самом деле принадлежало королям ругов-рутенов, живших на побережье Балтийского моря. Таким именем назван король рутенов в "Датской истории" Саксона Грамматика.

[2] Перун — бог грозы и грома, покровитель воинской дружины и князя. Скорее всего, Перун — это бог собственно ругов-русов. Позднее, когда руги-русы смешались со славянами, стал общеславянским богом. Впрочем, под именем Перкунас известен и в Литве. Один из главных символов Перуна — дуб.

 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Русь изначальная" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Русь изначальная".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Русь изначальная"